Святой вечер и Рождество – обычаи, гадания, рецепты

21.02.2014

Святой вечер и Рождество – обычаи, гадания, рецепты грамм

На Рождество, после праздничного обеда, молодежь отправлялась колядовать, а дети – поздравлять крестных родителей и пожилых родственников.

Сегодня, когда на небе зажжется первая звезда, православные и грекокатолики соберутся своими семьями на тихую торжественную трапезу с богатой кутьей и еще 11 постными блюдами, чтобы встретить Святой вечер.

А утром 7 января, когда наступит долгожданное Рождество, будет настоящее веселье с колядками, вертепами, подарками, мясными деликатесами и горячительными напитками, хождением ряженых по дворам, катанием на санках, гаданием на суженого.

По традиции в Святой вечер (его еще называли Богатым) дома должны собраться все члены семьи. Причем к праздничному столу опаздывать нельзя: “будеш весь рiк блукати”. Готовились к торжеству тоже все вместе, по дому хлопотали и старики, и дети.

Не зря в народе и по сей день говорят: “Хто всiм гуртом клопоче перед Рiздвом, той весь наступний рiк проживе в мирi та злагодi”.

После полудня 6 января хозяйка, взяв 12 поленьев, разжигала в печи огонь, чтобы приготовить 12 праздничных постных блюд (в честь 12 апостолов). Украшали дом по-особенному. На окна наклеивали праздничные витинанки в виде солнца, звезды и креста, иконы покрывали новыми рушниками.

На полы и праздничный стол клали сено – в память о первой колыбели-яслях, куда Дева Мария положила новорожденного Христа.

Наши предки верили, что в Сочельник сухая трава приобретает магическую силу. А еще, чтобы повеселить ребятишек, в сено на пол бросали орехи и сладости. Пока мама накрывала стол, малыши забирались под него, искали в сене гостинцы и при этом мычали, ржали и кудахтали, чтобы скотина и птица в хозяйстве были плодовиты.

Кроме сена, под скатертью полагалось разложить обереги: чеснок – “щоб не приступала до хати нечиста сила”, зерно – “щоб був добрий урожай”, а также деньги – “щоб добробут в хатi тримався i позичати нiчого не доводилося”. Согласно древнему обычаю, на стол ставили лишнюю тарелку с ложкой, ведь в канун Рождества на семейную трапезу в дом слетались души умерших родственников. В гости в этот вечер не ходили, но, если в хату просился путник, его принимали с особой теплотой.

Святой вечер начинался с того, что хозяин торжественно заносил в дом и ставил под образами дидух – обвитый цветными лентами сноп пшеницы, ржи или овса, символизирующий плодородие и достаток. Чтобы привлечь в дом деньги, в дидух вставляли головки мака. Позже дидух заменила елка, которую украшали к Рождеству плетеными из соломы колокольчиками, ангелами и звездочками.

Ужинать садились, как только на небе появлялась первая звезда, а до этого момента православные ничего не ели. Глава семьи набирал ложкой кутью, читал “Отче наш”, поздравлял семью с праздником и… подбрасывал кутью к потолку, чтобы посмотреть, сколько к нему приклеится зернышек.

Чем их больше, тем богаче будет урожай. Передавая домочадцам миску с кутьей, хозяин приглашал на ужин “божi та грiшнi душi, щоб вони на тiм свiтi так вечеряли, як родина тут”.

Вообще, к кутье было особое отношение, ведь зерно в ритуальном блюде символизирует воскресение из небытия, мак – достаток, а орехи с изюмом – долголетие и процветание. Поэтому на протяжении всех праздников вплоть до Крещения (19 января) кутья занимала на столе почетное место.

Помимо кутьи, в Святой вечер подавали еще 11 постных блюд. Мясных и молочных продуктов в меню не было, ведь еще длился пост. Зато пекли символизировавшие богатство и достаток пирожки – с капустой, грибами, фасолью, маком.

Также лепили вареники с вишнями, яблоками, сливами, грушами. Обязательно ставили на стол глиняный кувшин с узваром – компотом из сухофруктов. Готовили рыбные блюда: холодец, юшку, жаркое.

Делали салаты из свеклы, редьки, капусты и грибов.

Во время трапезы не разрешалось громко разговаривать и тем более ссориться: “буде у родинi колотнеча цiлий рiк”. На западе Украины существовала такая традиция: если до Святого вечера хозяину не возвращали какие-то долги, то он должен был их простить и не требовать назад, “бо будуть родину •сти злиднi”. Также в эти дни ничего не одалживали, “щоб удача з хати не витiкала”.

По погоде в праздничный вечер судили о том, какими будут весна и лето: “Зелене Рiздво – бiлий Великдень”, “Якщо на Багату кутю iнiй або снiг, то лiто буде мокрим”.

Со Святого вечера приступали к колядованию. Причем не только парубки, но и женатые люди и даже старики. Сначала колядовали у себя дома, а потом отправлялись к кумовьям и родичам.

На следующий день – то есть на Рождество – начиналось настоящее веселье, длившееся до Крещения (19 января). С этого дня до Сретения (15 февраля) принято приветствовать друг друга словами: “Христос народився!” На что положено отвечать: “Славiмо його!” Утром 7 января вся семья чинно отправлялась в церковь на литургию.

Потом, взяв кутью и пирожки, шли поздравлять крестных родителей и пожилых родственников. Дети, зайдя в дом, говорили: “Прислали батько й мати вечерю, а я принiс!” Родные отвечали: “Щоб ти здоровим рiс!” Малыши пели колядки, за которые их одаривали сладостями. Радушные хозяева приглашали родню и кумовьев за рождественский стол, чтобы всем вместе разговеться.

С наступлением сумерек молодежь отправлялась колядовать. Парубки и девчата облачались в костюмы волхвов, ангелов, пастухов, смерти, казаков, ходили по дворам и устраивали рождественские представления – вертепы. Считалось, что первым в дом должен войти парень.

Поэтому девушки оставались на подворье и пели особые величальные песни хозяину, хозяйке, их сыновьям и дочерям. А мужская половина колядующей ватаги заходила в хаты. За представления ряженым бросали в мешки пироги, конфеты, пряники, колбасы и мелкие деньги.

На следующий день после Рождества отмечается Собор Пресвятой Богородицы. В этот день замужние женщины веселились от души. Разодетые в лучшие белые вышиванки, они собирались в доме у одной из подруг.

Хозяйка вносила в комнату гребень от прялки, ставила его в углу и говорила: “Господи, благослови нам цей гребiнь окрасити! Дай Боже, щоб радiсно прялося i щоб веселилося!” С такими пожеланиями женщины украшали гребень, как девушку: калиной, лентами и сухими васильками.

Потом выпивали и закусывали, после чего с песнями отправлялись в шинок, где закладывали гребень хозяину, а сами шли колядовать и собирать разную снедь для застолья. Набрав вдоволь сала, колбасы и пирогов, хмельные женщины возвращались за гребнем в шинок, приговаривая: “Ходiм викупим, треба на чимсь прясти”. В корчме покупали еще оковиту и возвращались в хату, где веселились иногда и всю ночь.

А еще на Святки принято выбирать невест. Все начиналось с забавного и при этом очень церемонного визита ряженых в дом девушки. Этот обряд называется Меланка.

Все роли, включая роль Меланки, исполняли парубки. Вместе с музыкантами ряженые приходили к дому и пели величальные песни о девушке и ее родителях.

Весело наши предки отмечали и Новый год (14 января по новому стилю) – день святого Василия Великого. Вечером в доме зажигали свечи, над входной дверью вешали фонарь: “щоб нiчия зiрка не впала цiї• ночi”, и ждали гостей, которые споют щедрiвки и пожелают счастья и добра на весь год.

Рано утром по домам ходили мальчики 7-14 лет и засевали со словами: “Сiйся-родися, жито-пшениця й усiляка пашниця! Рости рясно, роди красно, щедра вiд Бога, велика вiд людей!” Зерно, которое разбросали в хате, хозяйка выносила после всех праздников и рассыпала в саду под деревьями – “на багатство”.

А еще на Новый год девчата гадали на суженого. Например, вывешивали за окном ключи: если в полночь зазвенят, значит, скоро кто-то девушку замуж позовет. Прислушивались, откуда доносится лай собак, ведь с той стороны должны сваты приехать.

Умывшись перед сном, лицо не вытирали, а полотенце клали под голову. Парубок, который придет во сне и подаст полотенце, и есть жених.

Рождественские гулянья заканчивались праздником Богоявления, известным в народе как Крещение (Иордан). Накануне, в крещенский Святой вечер, как и перед Рождеством, домашними делами старались не заниматься, соблюдали строгий пост, готовили кутью.

Обязательно ходили в церковь на вечернюю службу, после которой освящали воду. Так называемую иорданскую воду несли домой в глиняном кувшине, окропляли ею дом, хлев, колодец. С этой воды начинали трапезу.

Жаркое из рыбы

Для приготовления понадобится: 500 граммов рыбы, 200 граммов картофеля, 50 граммов моркови, 50 граммов лука, 200 граммов бульона, 50 граммов муки, 100 граммов томатной пасты, соль и перец – по вкусу.
Рыбное филе порезать, посолить, поперчить, обвалять в муке и обжарить.

Затем сложить рыбу в глиняный горшочек, сверху положить нарезанную кружочками картошку, залить соусом и тушить до готовности.
Приготовление соуса: поджарить морковь и лук, добавить рыбный бульон и томатную пасту.

Индейка, фаршированная рисом

Для приготовления потребуется: на килограмм индейки – 60 граммов риса, 1 яйцо, 2 столовые ложки сливочного масла. Индейку выпотрошить и промыть.

Нафаршировать вареным рисом, смешанным с промытым изюмом, сырым яйцом и сливочным маслом, посолить, положить в сотейник или на противень, полить маслом и поставить в духовку. Запекать, поливая каждые десять минут соком и жиром, который выделяется при приготовлении.

23 сентября 2017
Брак по расчету при подборе персонала

Процесс подбора сотрудника на вакантное место многие считают завершенным в момент выхода новичка на работу. Мы считаем, что такая точка зрения нарушает непрерывность организационного функционирования.


Можно даже сказать сильнее - взаимодействие с организацией не должно внезапно прекращаться и после его увольнения.

06 ноября 2015
Всем спасибо, все свободны

Всем спасибо, все свободны можно

Легко ли уволить сотрудника? Если верить кинофильмам, то запросто.
Сколько раз на экране деспотичный начальник швырял в провинившегося
фразой: "Вы уволены!".

И тот, осознав неизбежность, в тоске уходил.
Реально же все куда сложнее и неприятнее. Парадоксально, но  пострадавшей
стороной часто оказывается именно инициатор увольнения.

05 ноября 2015
Судьбу миров нужно вершить с дивана

Судьбу миров нужно вершить с дивана стояЗапросто, осталось только убедить вашего начальника в новой, прогрессивной теории доктора Даррена Липники о том, что люди с большей легкостью решают любые интеллектуальные задачи лежа, а не сидя или стоя. Сотрудники Австралийского национального университета проверили это утверждение, отобрав для эксперимента 20 добровольцев, которым предложили составить 32 анаграммы (пары слов, составленные из одного набора букв), находясь в двух положениях: стоя и лежа.

Адреса электронной почты
По общим вопросам:

Директор:
   Рожанская Марина mr@advert-prior.com

Управляющий партнер, консультант:
   Клещинская Елена ek@advert-prior.com
   Калугина Татьяна tk@advert-prior.com

Консультант:
   Солдунова Юлия ys@advert-prior.com
   Шкенда Ольга os@advert-prior.com

Консультант-стажер:
   Кузнецова Анна ak@advert-prior.com
   Варутина Анастасия av@advert-prior.com

Офис-менеджер:
   Баштынская Ирина bi@advert-prior.com
наверх страницы
info@advert-prior.com
Яндекс.Метрика 2004-2024 © КА "Профессионал"